15 мая - Международный день семьи.

Познавательный и поучительный урок на примере семьи императора Николая 2.

Международный день семьи  учрежден Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 году.  Именно тогда Генеральная Ассамблея ООН провозгласила резолюцию о ежегодном праздновании Дня семьи (International Family Day) 15 мая.

Семья, как основной элемент общества, была и остается хранительницей человеческих ценностей, культуры и исторической преемственности поколений, фактором стабильности и развития. Благодаря семье крепнет и развивается государство, растет благосостояние народа.

С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина.  

Благополучие семьи — вот мерило развития и прогресса страны.

Семья является важнейшей общественной ценностью, так как каждый человек помимо этнической принадлежности или социального статуса, характеризуется также и семейным положением.

Переживающие в современной России кризис брачно-семейные отношения могли бы быть поддержаны на государственном уровне примерами из российской истории. Ни для кого не секрет, что в современном российском обществе, прошедшем за последнее столетие через целый ряд всевозможных социальных экспериментов, институт семьи пребывает в серьезном кризисе. Многие люди, особенно молодежь, далеко не всегда представляют себе, что в действительности есть семья, как супругам подобает относиться  друг к другу, как заботиться о детях. Между тем, в российской истории есть немало таких примеров, которые могли бы сыграть положительную роль в укреплении института российской семьи. Одним из таких примеров являются последний русский император Николай II и его супруга Александра Федоровна, которые венчались 122 года назад – 26 ноября 1894 года. В День семьи и в канун дня рождения (19 мая) Николая II этот урок мы посвятили его семье, которая являет собою потрясающий образец  семьи, где главной основой была любовь и помощь друг другу.

Надо сказать, что для Николая идеалом семьянина был его отец – император Александр III. Он очень любил свою жену и детей и даже при условии своей постоянной занятости находил время для того, чтобы побыть вместе с ними. Монарх был всегда рядом, он был образцом для поведения, защитником своей семьи и в то же время суровым взыскателем за проступки, но оттого не менее обожаемым родителем и абсолютным авторитетом. В том числе и для цесаревича Николая, который видел в своем родителе идеальный пример отца. Известны слова, которые государь как-то сказал тогда еще юному Николаю: «Укрепляй семью, потому что она – основа всякого государства». Эти слова будущий император запомнил на всю жизнь, создав свою собственную семью по примеру отцовской. Новоявленная императрица пишет слова, которые в итоге станут пророческими: «Когда эта жизнь закончится, мы встретимся вновь в другом мире и останемся вместе навечно». Николай, ставший отныне главой государства, входившего из спокойного штиля времен его отца в суровые бури рубежа 19-20 века, как и отец стремился не обделять свою семью вниманием. Даже несмотря на то, что государственные дела отнимали большую часть времени молодого царя, он всегда старался выделить время для общения с женой и детьми, видя в них источник своего уюта, душевного спокойствия и благоденствия. Семья стала настоящей отдушиной для Николая, которой он отдавал всего себя без остатка. В семье императора Николая II и царицы Александры Фёдоровны было пятеро детей — четыре дочери и сын. Император в воспитании своих детей требовал: «Мне нужны нормальные здоровые русские дети».

Как же чета Романовых воспитывала детей?

Николай и Александра Фёдоровна показывали собой пример. Дети росли в атмосфере взаимного уважения и любви родителей друг к другу. Ближайшая подруга императрицы Анна Вырубова сказала: «За 12 лет я никогда не слыхала ни одного громкого слова между ними, ни разу не видала их даже сколько-нибудь раздражёнными друг против друга».

Дети Николая II почти не знали светских развлечений вроде балов. Они сами придумывали себе развлечения: игры на воздухе, физические упражнения, театральные постановки. Родители часто присоединялись к детям в их играх. Совместные развлечения способствовали жизнерадостности детей и укреплению дружбы с родителями.

О том, насколько их семья была счастлива можно узнать из дневника царя и царицы и из тех писем, которые Николай и Александра отправляли друг другу. Помимо прочего, дневниковые записи императрицы показывают всю глубину её понимания смысла любви и брака. «Божественный замысел в том, чтобы брак приносил счастье, чтобы он делал жизнь мужа и жены более полной, чтобы ни один из них не проиграл, а оба выиграли. Если все же брак не становится счастьем и не делает жизнь богаче и полнее, то вина не в брачных узах, а в людях, которые ими соединены», – гласит одна из её записей. В целом же, в дневниках императрицы можно обнаружить большую мудрость о взаимоотношениях мужчины и женщины в браке. Так, Александра Федоровна пишет, что первый урок, который нужно усвоить обоим супругам – это терпение. «В начале семейной жизни обнаруживаются как достоинства характера и нрава, так и недостатки и особенности привычек, вкуса, темперамента, о которых вторая половина и не подозревала. Иногда кажется, что невозможно притереться друг к другу, что будут вечные и безнадежные конфликты, но терпение и любовь преодолевают все», – пишет императрица. Вторым секретом семейной жизни для неё является искреннее внимание друг другу: «Счастье жизни составляется из отдельных минут, из маленьких удовольствий – от поцелуя, улыбки, доброго взгляда, сердечного комплимента и бесчисленных маленьких, но добрых мыслей и искренних чувств». Неудивительно поэтому, что в семье последнего русского императора царили любовь и гармония, которые передались и их детям, поражавших окружающих своими положительными качествами и благодетелями. От Николая они унаследовали скромность, осознание своего долга перед Отечеством и любовь к нему. Мать же дала им такие морально-нравственные качества, как крепость духа, заботу о ближнем, веру и терпение к невзгодам. Первая мировая война, хоть и разлучила семью физически (Николай с цесаревичем Алексеем были на фронте, а Александра Федоровна с детьми помогали ухаживать за ранеными в Царском селе), не смогла разорвать её духовные узы. «О, как ужасно одиночество после твоего отъезда! Хотя со мной остались наши дети, но с тобой уходит часть моей жизни – мы с тобой одно целое», – пишет императрица своему мужу в 1914 году. И это после 20 лет брака и совместной жизни! Многие ли семьи сейчас могут похвастаться тем, что после стольких лет жизни вместе они еще могут сказать друг другу такие теплые слова? Они встретятся вновь только весной 1917 года, после отречения Николая от престола. И судя по записям в их дневниках, долгожданная встреча друг с другом стала для них самым главным и ожидаемым событием. После этого они не расстанутся уже никогда, приняв через полтора года мученическую смерть в Ипатьевском доме в Екатеринбурге.

На протяжении 23 лет они вместе делили печаль и радость, пройдя через все невзгоды и испытания, которые им выпали. Именно это называется настоящей любовью, настоящими чувствами.  И именно эти чувства создают крепкую, дружную семью, которой так не хватает в современной России. К сожалению, в условиях идеологического, информационного и в целом морально-нравственного распада в современном обществе институт семьи претерпел значительную деградацию.

Постепенно снижается ценность семейных отношений, в обществе растет эгоизм и непонимание того, зачем нужна семья. Всё чаще молодые люди рассматривают её как ненужную обузу, мешающую выращенным современной массовой культурой эгоистам «брать от жизни всё». Ситуацию усугубляют нынешние медиа, в особенности телевидение, которое очень любит демонстрировать во всякого рода ток-шоу и прочих передачах всевозможную грязь и чернуху, дискредитируя само понятие семьи, искусственным образом вызывая отвращение к ней со стороны молодежи. Велики ли шансы в условиях подобной морально-нравственной деградации построить по-настоящему крепкую и нравственную семью? В условиях, когда советы, как строить семью, дает «Cosmopolitan», вопрос этот, думается, сугубо риторический. Конечно, у нас есть какие-то подвижки в плане популяризации образа и идеи нормальной и крепкой семьи.

Так, с 2008 года в России на общегосударственном уровне отмечается День Петра и Февронии, более известный сейчас под названием День любви, семьи и верности. Символами праздника стали святые Петр и Феврония Муромские. Их жизнь являет собой наглядный пример идеальной христианской семьи и должного отношения супругов друг к другу. Муромский князь Петр, женившись на вылечившей его от тяжелой болезни простой крестьянки Февронии, столкнулся с боярской оппозицией, которая не желала видеть своей княгиней «простолюдинку». Бояре выдвинули условия: или Петр расстается с Февронией, или они вместе покидают Муром. Петр выбрал второе, поскольку не мыслил своей жизни без возлюбленной. После этого они прошли сложный жизненный путь, но любовь помогала им выжить в любых, даже самых тяжких условиях. За это Бог отблагодарил возлюбленных – они смогли вернуться обратно в Муром. По преданию, умерли они в один день, до конца жизни не расставшись друг с другом.  Как жаль, что нет фильмов о таких семьях.  Разве история их любви, верности, смирения и самопожертвования не представляет интереса? Еще как представляет. И для донесения до общества тех простых истин, которые составляют основу каждой семьи, история Николая и Александры, выраженная в кинематографе, могла бы сыграть колоссальную роль. Вместо этого в России к прокату готовится нашумевшая уже до выхода картина «Матильда», повествующая о мелкой интрижке Николая и балерины Матильды Кшесинской. Вместо того, чтобы снимать кино о великой любви и верности, лепят очередной опус с неясными целыми. Да, у будущего царя были легкие и мимолетные отношения с балериной, но были они до женитьбы.  Хочется лишь надеяться, что рано или поздно история любви Николая и Александры встанет в один ряд с историей Петра и Февронии, помогая сформировать в России так нужный нам сейчас культ семьи, любви и верности, заменив им разрушающий наше общество культ денег, эгоизма и потребительства. Сильная Россия – это, прежде всего, сильная семья. А крепить семью надо наглядными примерами. А где их искать в первую очередь, кроме как не в русской истории.

Царица говорила: «Радость и счастье нужны детям не меньше, чем растениям нужны воздух и солнечный свет». Для этого нужны «не просто любовь, а культивированная любовь в повседневной жизни семьи, выражение любви в словах и поступках. Любезность в доме — не формальная, а искренняя и естественная».

В целях воспитания быт семьи не был роскошным. Царевны спали по двое в комнате на армейских складных кроватях. Мебель в их комнатах была безыскусной. Детей учили преемственности во всём, поэтому одежда и игрушки передавались по наследству. Царские дети играли в игрушки, которые были поломаны десятки лет назад. Таким образом их учили ценить и беречь то, что у них есть.

Семья Николая II в общении не делила людей по «социальным сословиям». Ценился сам человек с его индивидуальными качествами. Государь требовал от детей проявлять уважение и внимание к нуждам любого человека даже в мелочах.

Вот как наставляла Александра Фёдоровна свою дочь Ольгу в письме: «Будь особенно вежлива по отношению ко всем слугам и няням. Они так хорошо заботятся о вас. Подумай о Мари, как она устаёт и не очень хорошо себя чувствует, не заставляйте её ещё и нервничать. Слушайтесь её, будьте послушными и всегда добрыми. Я сделала её вашей няней, и вы всегда должны хорошо относиться к ней, а также к С. И. Ты достаточно большая, чтобы понять, что я имею в виду. Будь хорошей и слушайся Маму. Прочти это Татьяне. Всегда проси прощения, когда была грубой или непослушной. А сейчас постарайся быть как можно лучше, и я буду счастлива».

Царица воспитывала девочек как будущих хранительниц домашнего очага. «Дом и семья — это то, что держится в первую очередь на женщине, и каждая девушка обязана понять это ещё в детстве», писала императрица. Александра Фёдоровна обучала девочек основам домашнего хозяйства. Они занимались рукоделием, шили рубашки и гладили бельё.

Царские дети видели горести войны, но от всего непотребного родители их уберегали. Дети могли видеть только красоту и горесть жизни. Подруга царицы Юлия Ден отмечала: «Все Великие Княжны были бесхитростными, невинными созданиями. Ничего нечистого, дурного в их жизнь не допускалось. Её Величество очень строго следила за выбором книг, которые они читали. В основном это были книги английских авторов. Их Величества не имели ни малейшего представления о безобразных сторонах жизни».

Император Николай II и Александра Фёдоровна воспитывали детей в духе постоянной работы над собой. Царские дети росли сильными, независимыми и милосердными. Принципы воспитания в доме Романовых вполне способны стать пособием для будущих поколений.

Дети государя, несмотря на то, что получили по рождению одно из самых высоких положений в мире, росли, как самые обычные. Например, молодой цесаревич Алексей почти всегда был одет не в пышное дворцовое одеяние, а, напротив, в форму русских военных, для него всегда было счастьем поиграть с детьми простых солдат. В этом ему подражали и старшие сестры. «Царские дети, как дети деревенские и посадские, утешались той же морковью и репою, орехами и ягодами и теми же простонародными игрушками разных видов и наименований, кому что нравилось для детских забав», – говорил известный русский историк и археолог, современник царственной семьи Иван Егорович Забелин.

Император лично следил за процессом обучения, чтобы, как он сам говорил, «из них не выросло тепличных цветов». «Чем выше положение человека в  обществе, – говорил Николай, – тем больше он должен помогать другим, никогда не напоминая им о своем положении». И все домочадцы семьи Романовых следовали этому завету.

Все вместе они учредили благотворительный фестиваль для помощи бедным больным туберкулёзом — «День белого цветка», который так полюбился россиянам, что проводился не один раз в году и проводится в наши дни. Четыре великие княжны и императрица состояли во всемирной организации сестёр милосердия «Красный крест» и во время первой мировой войны работали при госпиталях. Императрица сама оперировала раненых, а великие княжны ей ассистировали. Когда же кто-то из больных, принесённых после боя, чувствовал, что умирает, он из последних сил звал: «Матушка царица? Не оставь!». И Александра Федоровна сидела рядом с ним, держа за руку до самого конца. Великие княжны утешали лежачих больных, помогали им писать письма домой.  Разве это не проявление большой любви к России?

Кто знает, как бы сложилась история России, если бы государь и его семья не принесли тогда себя в жертву. Они своим мученическим подвигом смогли доказать, что любовь и вера в Отечество и народ — это великая истина, за которую стоит отдать свою жизнь, не колеблясь пожертвовать собой ради того, чтобы далёкие потомки могли жить в мире и согласии, чтобы жила великая Россия.

«Они умерли мучениками за человечество. Их истинное величие проистекало не из их царского сана, а от той удивительной нравственной высоты, до которой они постепенно поднялись. Они сделались идеальной силой. И в самом своём уничижении они были поразительным проявлением той удивительной ясности души, против которой бессильны всякое насилие и всякая ярость и которая торжествует в самой смерти», – так писал воспитатель царевича Алексея Пьер Жильяр.

Мы, те самые потомки, ради которых царская семья принесла себя в жертву, просто обязаны не забывать те истины, которыми жили Романовы, воспитывать их в себе, чтобы точно знать, как и для чего жить.

Вот такой познавательный и поучительный урок прошел в группах № 22, 25.

И я, как преподаватель, благодарна своим студентам, а именно: Куштаевой Жанаре, Ольшанской Виктории, Искаковой  Салиме, Акбалиной Гузелии, которые подготовили это мероприятие. Урок проходил в нашем замечательном саду. Надеюсь, что он оставит в юных душах положительные эмоции, которые будут иметь пример для их будущей жизни.

Преподаватель русского языка и литературы Шаранова Л.Л.