Подходит к завершению еще один год, именуемый в России и в Башкортостане Годом литературы. Он доказал нам, что богата земля наша поэтами, писателями, одаренными и творческими людьми. Что такое литература? Учебник жизни? Или же наличие творческих людей, которые выражают, по словам В.Белинского, "дух того народа, среди которого они рождены и воспитаны…»

Горький отмечал, что «в России каждый писатель был воистину и резко индивидуален, но всех объединяло одно упорное стремление — понять, почувствовать, догадаться о будущем страны, о судьбе ее народа, об ее роли на земле…». Именно им, поэтам земли русской, как богатырям времен Ильи Муромца, по силам справиться с тяжким, но прекрасным бременем – защитить честь своей Родины, сохранить ее величие, воспеть бесстрашие героев и восхититься умом, трудолюбием, совестливостью нашего народа.

Литература, писатель, нравственность — эзэбият, эзип, эзэп — в башкирском языке однокоренные слова, точно так же, как писатель (языусы) и судьба (язмыш).

Творческий мир художников пера Башкортостана был полон мыслей о прошлом, тревогами о сегодняшнем и заботами о будущем.

В их произведениях жизнь предстает в своем единстве и многообразии.

Вот эти имена: Акмулла, Шайхзады Бабич, Рами Гарипов, Мустай Карим и другие.

Они учат не только как писать, но и как жить, служить родному языку, Отечеству. Своим великим творчеством Мустай Карим «памятник себе воздвиг нерукотворный». Мудрые мысли народного поэта - близкие советники нашим соотечественникам. Для него основное богатство оказалось на поверхности земли. Это - идущее из глубины веков, испытанное трудностями, завоеванное победами, обогащенное мудростью, обогретое сердцем родство народов Башкортостана. «Берегите это сокровище!» - призывал он.

Оружие писателя, способное защитить добро и осудить зло, — это слово. Его честное, искреннее слово, очищенное болью души и взвешенное на весах совести.

« Не русский я, но россиянин»…

 

Уже который год чудесный октябрь украшают мустаевские строки: «Мне повезло с землей моей…

Ты – чудо! Ты свет – свет в моей судьбе!...»;
« птиц выпускаю из груди моей…»; « покатилось сердечко мое…».
Друзья, я все чаще терзаюсь, гадая:
Так что же оставляю вам – вас покидая.
Оставлю вам Солнце без шрама и трещины,
И Землю, что тоже вам мною завещена
Оставлю – и старым и малым в угоду
Горячий огонь и текучую воду…

Поэт покинул нас, оставив свое слово – хрустальный родник добра, мудрости и благородства тем, кому повезло открыть стойкие грани его натуры: верность, порядочность, деликатность. Неважно как: посредством впечатлений от творчества или личного знакомства. В любом случае мощь и обаяние его пленили раз и навсегда. Поэт покинул нас. Но его философию жизни переняли неравнодушные, все , кому дорога наша земля, родина, люди, кто погрелся у « Солнца без шрама и трещины», завещанное в наследство Мустаем Каримом.

Большинство людей сегодня живет заботами о хлебе насущном - увы, таковы реалии нашей жизни. К счастью, все же есть среди нас те, которые способны ставить перед собой задачи, не замкнутые на собственных удачах и неудачах. Они продиктованы добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, к стране.

В нашем городе - Хайдар Нигаматович Тапаков. Это он получил заряд от солнечной энергии мудрого сэсэна.

«Нелегко оправдать надежды Мустая Карима,-сокрушается Хайдар,-его лепили любовь народа, красота природы, пляска, песня. Да, нелегко беречь нашу Землю. Но оправдать мы должны, сберечь должны». «Раньше, когда я был моложе, думал: поэтов так много, многие из них забудутся людьми. А потом понял: поэты не бывают лишними, как листья на дереве, как птицы в небе, - все они нужны и все бессмертны».

Труд писателя от Бога не всегда оценивается по достоинству, и не всегда может быть понят своим поколением. Иногда проходят века, прежде чем человечество ухватит благодатное зерно мудрости, ушедшего к звездам, автора бессмертного творения и поймет его непреклонную истину жизни и смысл нашего, земного существования.

Но Хайдар Тапаков поймал птицу, выпущенную из груди мудрого учителя.

У башкир и татар был в древности обычай: если у кого-нибудь потух огонь, он шел за ним к соседу. И выражение есть такое – сосед по огню. У кого-нибудь да сохранялся в ауле огонек, – и вот снова плясало пламя в соседских очагах, вновь оживали, угасшие было соседские окошки... Получалось, что в избах и юртах жили не только родственники люди, но и родственники огни – братья, сыновья и внуки, берущие начало от общей матери – искры.

Не все в нашей республике, в нашей стране родственники по крови, но все мы родственники по огню. По тому огню, который переходит из сердца в сердце, из души в душу и который никогда не угасает – даже тогда, когда целые поколения уходят в землю, уступая место другим. Остаются товарищи по огню, остаются дети и внуки по пламени...

И бесконечна эта нить, и нескончаема эта эстафета.

Этот огонь и у нас, потому что Хайдар Нигаматович, бескорыстно требуя лишь чуткого внимания к его словам, дарит этот огонь нам.

Хайдар Тапаков - поэт, писатель, редактор сибайской газеты « Атайсал», публицист – то есть человек, неравнодушный к тому, что происходит вокруг него. По профессии он может быть кем угодно. Важнее, чтобы его слово "жгло сердца людей", поворачивало их лицом к проблемам и хоть как-то способствовало изменению существующей ситуации.

Из этого вытекает вполне закономерный вопрос: а где же учат на публициста? Ответ очевиден - на публициста большая часть людей учится у жизни. Равнодушие часто мешает развитию общества. Лишь избавившись от него, можно преодолеть жизненные преграды. Это беспокоит Тапакова. Предназначение настоящего писателя - уловить живой миг бытия и изобразить его во всей реальности. Зоркий взгляд и чуткая душа моего героя находит и в непостоянстве времени постоянное и вечное.

Он член Союза писателей республики. Его рассказы на башкирском языке неоднократно публиковались на страницах журналов «Ватандаш» и «Агидель». В своих произведениях Хайдар Тапаков освещает жизнь и быт деревенских жителей, поднимает острые нравственно-этические проблемы современности, раскрывает сложные перипетии семейных взаимоотношений.

Прозаик Хайдар Тапаков начинал как поэт, а потом за короткое время сумел написать более десяти прозаических текстов. В настоящий сборник вошли его повесть «Белое платье моей матери» и два рассказа.

Все произведения, включенные в сборник, заставляют читателей задуматься о смысле жизни, о доброте человеческой души.

Творческую работу начал в 80-е годы. Работает в жанрах прозы, поэзии, публицистики. Автор сборников рассказов «Петля на солнце», «Дарю жизнь», повести «Испытание», « Утоли моя печали» и другие.

За серию рассказов и повестей «Белое платье моей мамы» получил городскую премию имени Р. Уметбаева, а за статьи, вошедшие в книгу «Утоли мои печали» в 2014 году Хайдар Нигаматович был удостоен республиканской премии имени Ш. Худайбердина.

« Я сам родом из Зилаирского района. А он уникален. Это красивый и суровый край с сосново-березовыми лесами. Здесь дружно проживает более 30 тысяч человек 19-ти национальностей. "Похож на драгоценный камень в изумрудной оправе лесов", – так о нем говорят коренные жители. "Подобного края не найти, пройди хоть тысячу верст на юг, запад, север и восток", - так говорят многие, кто впервые попадает на эту замечательную, прекрасную землю.

По окраинам Зилаирского плато петляет переменчивая красавица Сакмара. Рождаясь на восточных склонах хребта Уралтау, робко, будто не решаясь преодолеть древние стены массивов Уралтау и Ирендык, течет она на юг вдоль их подножий. Когда хребты расступаются, словно освобождая дорогу упорной Сакмаре, она, покидает пределы родной Башкирии, чтобы встретиться с великой рекой Урал.

Прорываясь в вольные степи, бьется река о крутобокие скальные кручи, шапками пены покрывается на порогах, перескакивая через них, и, наконец, выходит в степную ширь, отражая в зеркальной глади своих плесов леса. Но и здесь она проявляет непокорный характер: то, упираясь узкими быстринами перекатов в пойменные берега, разрушает их, сваливает вековые деревья, то вдруг мелеет, разливаясь по широкой долине, то, разбиваясь на протоки, прячется между островами – попробуй, разберись.

И как тут не вспомнить строки замечательного стихотворения поэта В.Пономарева:

Весна срывает все замки - засовы,
С башкирских гор она взяла разбег.
Сакмара – поэтическое слово,
Весеннее тепло и добрый свет.

Самое красивое и интересное место на Сакмаре - это порог Яманташ, что в переводе с башкирского значит "дурной камень". Сюда во время майских праздников, в период весеннего половодья, съезжаются туристы-водники из разных регионов страны.

На нашей земле есть много прекрасных уголков природы. Их посещение вызывает восхищение, радость, навевает приятные воспоминания. А иногда просто дает силу и заряжает энергией. Такие милые места есть у каждого.

«Считаю, что самым дорогим для человека будет то место, тот край, где родился и вырос, где узнал, как пахнут цветы и увидел, как отражается солнце в капельках утренней росы и журчит ручеек, дом, где аромат свежеиспеченного хлеба, и руки матери, добрые, теплые, пахнущие хлебом».

Красота - это радость нашей жизни. Красивое всегда вызывает восхищение и вдохновение. Главное - заметить эту красоту и не пройти мимо.

Мы любуемся природой. Она красива, загадочна, мудра, бесконечно разнообразна. Именно природа «создала» для нас уголки, которые мы посещаем.

Мой собеседник замолчал, задумчиво устремляя взор куда-то вдаль.. «Кажется, это было вчера. Только памятью жив человек. Она дает и силу, и творчество, и любовь. Любовь ко всему. Вы знаете, какие у нас чудные места! Видели бы вы, как прекрасна моя земля, особенно весною! Запах свежести. Чудо пробуждения природы! Маленькие головки подснежников. Скромные, нежные, робко выглядывают в проталинах. Как можно не восхищаться всей этой красотой! А если грустно, то бросив все, бежать к «Белой скале». Есть там такое местечко, где люблю отдыхать. Мои односельчане каждый год весной присылают мне гостинец - горный лук с «Белой скалы». От скольких тревог она спасла меня! Живительную энергию космоса впитал я, сидя на этой скале, любуясь просторами моей земли, бескрайним небом, чудными картинами природы».

Его внутренний взор все детально оглядывает прошлое, а в сознании бьется: что еще не сделал, что еще успею? Есть книги, хорошо встреченные на малой родине, в Сибае, в республике. Есть семья: сын, любимая жена. Главное – не утратил веру в слово, способное озарить, разбудить сердце.

Естественно, что его будущие пристрастия и такие качества, как мечтательность, способность верить в чудо определились, прежде всего, чудесной природой родной деревни, сочным и ярким образным языком односельчан - жизнерадостных, оптимистичных, трудолюбивых.

Атмосферой добра, любви и нежности окружили мальчика в детстве.

«Мы с матерью жили вдвоем – старшая сестра вышла замуж и переехала в соседнюю деревню, младшая училась в училище. Росли мы без отца, хотя… не совсем так. У моего отца было три жены, и наша мать являлась младшей среди них, а я – самым младшим среди многочисленных братьев и сестер. В послевоенное время многоженство считалось обычным явлением. В этом никто не видел чего-то постыдного, потому что женщин было много, не хватало в хозяйстве мужских рук. Однажды во время беседы с Мустаем Каримом я заметил: «Мустафа Сафич, у вас были две матери, а у меня их – целых три!» Народный поэт, как всегда, мудро улыбнулся и ответил: «Получается, ты в три раза счастливее меня!» Он был прав: меня очень любили, я был окружен заботой и лаской с трех сторон». От них пришло к Хайдару внимание, терпимость к людям. Поэтому неудивительно, что первая его профессия - медицинский работник, а вторая - учитель.

Но, видимо, еще с детства исподволь зрела в нем страсть к писательству. Иначе как объяснить, что в девять лет он сочинил целую драму? Признание она, конечно, получить не сумела, а вот за стихотворение, которое он написал прямо на уроке географии (что поделаешь, вдохновение - штука капризная, может прийти и уйти, когда и где захочет), очень строгий учитель Булат Айсович Буляков поставил огромную пятерку! Да еще прочитал его перед всем классом! Какое счастье, что хватило учителю мудрости не ломать крылья ребенку в самом начале творчества, а благословить его на поэтический путь.

Действительно, начинал Хайдар Тапаков как поэт и даже добился серьезного признания на данном поприще - об этом говорит премия 1991 года, когда он стал лауреатом республиканского конкурса сэсэнов имени Юмабая Исянбаева. Судьба же складывалась так, что всегда приходилось работать с людьми. Должность фельдшера на селе, где медработник чаще всего один на один с недугом, порой очень серьезным, изначально требует от человека терпения, внимания и самоотверженности. И молодой парень - ночью ли, на рассвете ли - всегда был готов оказать помощь больному. А затем были должности председателя исполкома сельсовета, секретаря парткома совхоза «Башкирский», работа в районной администрации - все это требует от человека способности к общению, внимания к людским проблемам и большую ответственность.

Такое широкое общение с людьми, изучение их проблем, постоянное столкновение с самыми разными, порой неожиданными событиями, постоян¬ный их анализ, а больше всего внутренний самоанализ, привели его к литературному творчеству. Вскоре появилась в печати его первая новелла «Мелодии родного края», а затем и рассказы в республиканских газетах и журналах. Позже вышла в свет и первая книга - «Дарю тебе жизнь». Разошлась она быстро, до сих пор к нему идут письма с просьбой помочь найти ее...

Сейчас Хайдар Тапаков яляется одним из самых активно пишущих прозаиков, который поднимает в своих рассказах и повестях серьезные проблемы сегодняшнего дня. Произведения его дышат искренностью, естественностью, в них удивительным образом сочетаются внешняя простота с глубинной проблематичностью. Чтобы стать хорошим писателем, недостаточно иметь талант, хорошие профессиональные качества - за каждым словом должна проглядывать личность! И качества этой личности, хочет этого автор или нет, прочитываются «между строк». В его произведениях личность автора - неравнодушная, страдающая, печальная, думающая. Таков он и в жизни, активный, ищущий, требовательный - особенно к себе. Именно эта требовательность к себе заставляет его «оттачивать» каждое произведение, переписывать даже крупные повести по шесть-семь, а то и по десять раз. Но никогда и никому не жаловался он на то, как горек хлеб писателя. В трудные моменты обращается он к творчеству и мудрым высказываниям Мустая Карима, с которым его связывала братская теплая дружба.

Из-под пера Хайдара Нигаматовича вышли повести и много глубоких, содержательных рассказов, публицистических статей. Ему всего лишь 60. Для человека творческого это немного. Можно быть уверенными, что и дальнейшая его жизнь будет насыщенной и результативной. Гарантия этому - его достижения прошлых лет, добытые упорным трудом, его личностные качества и неустанная, кропотливая работа над собой. Древние мудрецы утверждают, что человек при рождении попадает под влияние одной планеты, которая одаривает его определенными качествами, а затем за дело берется следующая...

- Творчество для вас - это..?
- Это мой прекрасный и неповторимый мир: где небо голубее, трава зеленее, люди добрее. Я счастливый человек, потому что живу в двух мирах.
- Место писателя в жизни?
- Уточним, место настоящего писателя. Он всегда должен идти впереди народа, на полшага, но впереди. Не понимаю некоторых писателей, когда они говорят, что они идут за своим народом. Получается, они не творцы, если они в задних рядах. Помните, во время восстаний сначала казнили предводителей, а потом отрезали языки у сэсэнов. Знали, за кем идет народ.
- Вопрос личного характера. Чего Вы боитесь?
- Боюсь худого слова о себе. Писатели вроде бы с самого начала обречены на одиночество. Но я его сторонюсь. Со мной рядом всегда должны находиться близкие мне люди, я должен знать, чувствовать, что кому-то нужен.
- Что как литератора волнует вас сегодня?
- То, например, что во многих местах исчезли Союзы писателей. В Башкортостане такой Союз живет и полнокровно работает, на местах сохранились его филиалы, что отрадно. Меня также волнует сегодняшнее пьянство. Идет спаивание населения. Днем и ночью крутят «пивные» рекламные ролики. Это грустно и печально.

На пьяную голову мы построили общество с кривыми стенами. Теперь наш общий дом горит. Изо всех сил хочу предотвратить приближающуюся беду. Чувствую, если мы не одумаемся, не предпримем решительных мер, потолок вот-вот рухнет. Родину защищают и с оружием в руках, и заветным, вовремя сказанным, нужным словом. Я профессиональный писатель. Мое оружие - это слово. Только им могу повлиять на соотечественников, убеждать их. Пишу читателю свои произведения - письма из горящего дома. Прочтут ли мои послания, поймут ли, успею ли предупредить?

Хайдар признался: « Я часто изучаю мир через стекло. Отложив перо, смотрю в окно . Уже далеко за полночь. Группа пьяных молодых людей, горланя песню, возвращается домой - очевидно, с веселой пирушки. «Идут в горящий дом», - подумал я. С тяжелыми мыслями, вывернув рубашку наизнанку (по мудрому совету Мустая Карима), лег спать. Утром жена заметила:
- Надел рубашку наизнанку - неожиданно обрадуешься!
- И вправду наизнанку! - отвечаю. - А я и не заметил. (Эту радость ведь сам подготовил, схитрил, хотел уйти от серой действительности, от состояния уныния…). И, действительно, в душе появилась искорка надежды.

Без веры, без надежды жить нельзя. Всегда жду от грядущего дня чего-то лучшего, чистого, честного.

И сегодня для всех взойдет солнце. И впереди, как чистый лист бумаги, не начатый день. Может, этот день, наконец, проведем трезво, осмысленно? Хочется верить… И.. босиком бы пробежаться по родной земле, стряхнуть всю усталость от серых будней и разочарований. Моя пока несбывшаяся мечта: по родной земле, по утренней росе пробежаться босиком…

Тревожит Хайдара и состояние сегодняшнего сельского хозяйства: поля заросли бурьяном, пустуют деревеньки, уходит молодежь, нет работы, потерян интерес к земле, стали терять свои корни, свои обычаи. « А ведь именно деревня - колыбель языка, культуры, Таланты выходят отсюда, в этом я убежден».

В прозе Хайдара Нигаматовича нашло отражение вечное движение жизни, непреходящие нравственные ценности. Дорог ему отчий дом, память о матери. Родина – это, как у Мустая Карима ( во всей беседе, во всем творчестве идет перекличка с мудрым поэтом) «домик неприметный на тихом дальнем берегу». В его прозе « Утоли мои печали», « Рушник» звучит тема памяти о родных местах, мудрости предков, запечатленных в песнях и сказаниях. Мустафа Сафич говорил, что «Беспамятство – самый тяжкий грех, как для отдельного человека, так и для всего человечества».

В русском языке есть слово, которое очень точно передает злободневность поднятой писателем проблемы — животрепещущая. Предназначение настоящего писателя — уловить живой миг бытия и изобразить его во всей реальности. С такой задачей Хайдар Тапаков справляется. Благо, есть еще слово поэта, способное встревожить мир и противостоять равнодушию. Благо, что это слово пока имеет возможность найти своего читателя…

У человека с открытой душой, зорким взглядом на мир, неравнодушного и влюбленного в жизнь, коим является наш герой, есть в литературе свой Пегас.
- Откуда у вас это неравнодушие к тому, что происходит в нашем обществе сейчас?
- Только от того, что человек утратил память о прошлом. А я дитя родной земли, которая меня вскормила. Сын своей матери. Человек впитывает, как губка, от матери самое лучшее: и любовь, и тепло, и добро. Да, именно добро. Я с нежностью и светлой грустью вспоминаю пахнущие хлебом руки своей матери. Хлебом душистым, ароматным. Материнский каравай.. Сейчас такого хлеба нет. Такого хлеба нет! Все светлое и чистое - от матери. Она для меня - земная богиня. Такой должна быть мать».

Чувством благодарности и нежности к самому дорогому – матери проникнуты строчки книги « Белое платье моей матери». Белый цвет- цвет чистоты и невинности. Белым покрывалом, как небесным сводом, укрыты мы материнской заботой от ветров и невзгод. «Берегите своих матерей. Перенимайте это белое покрывало, как символ защиты, опоры своего рода, чтобы душа ваша не окостенела. И песни о наших матерях тоже святые и самые нежные, самые проникновенные, самые душевные».

«Я всегда считал женщину высшим мерилом духовности, нравственности и красоты. Она выполняет ответственную миссию общества: в течение девяти месяцев под сердцем носит человека и рождает его на свет, тем самым продолжает род, соединяя связь поколений. Недавно, опять-таки по телевидению, показывали гибрид спорта и драки – бои без правил, где разъяренные полуобнаженные женщины били друг друга. Дрались ожесточенно: пинали ногами, били в лицо, вырывали волосы, применяли болевые приемы вплоть до удушья. Посмотрел в глаза этих женщин, на реакцию зрителей, и мне стало страшно. В давние времена бытовали кровавые зрелища – бои гладиаторов, коррида, бои собак, которые велись не на жизнь, а на смерть. Теперь вот женщины. Не опускаемся ли мы до уровня первобытности, до уровня животных инстинктов? Крушение идеалов – это трагедия для народа.

Женщина - хранительница домашнего очага, связующее звено поколений, источник красоты, света, тепла, уюта, по крайней мере, у меня такой феодальный и консервативный подход! Не только родовое, но и обыкновенное дерево разве может расти без солнечных лучей, тепла? Нет и еще раз нет!»

В раздумьях с красивым название « Утоли моя печали» Хайдар Нигаматович восклицает: «Женщина по своей природе божественна, она источник любви, начала всех начал. Любовь к женщине вдохновила Данте создать «Божественную комедию», Петрарку написать «Книгу песен». Незабвенный Сократ не уставал поучать своих учеников, краешком глаза бросая опасливый взгляд на ворчливую жену Ксантиппу: «Женитесь, несмотря ни на что… Если жена попадется хорошая, будете исключением, а если плохая - станете философами…»

Древнегреческий писатель Диоген ходил днем с зажженной свечой, приговаривая: «Ищу человека!». И я всегда искал женщину в женщине. Утоли мои печали, современная женщина, поднимись выше, где светло, чище. Будь красивой, желанной, недоступной, неповторимой!»

Хайдар Нигаматович с болью в сердце говорит о приютах для детей. «Это плохо, что их с каждым годом становится больше и больше. От этого и злость накапливается в наших детях. Тепла им не хватает». Однажды меня упрекнул мой читатель: «Хайдар - ага, для кого ты стараешься, работаешь по ночам, тебя в скором будущем вообще читать не будут, разве не видишь, вырастает нечитающее поколение». На что я ему ответил: «Если у меня и останется, хоть один читатель, я буду работать для него, чтоб он никогда не забывал, какой национальности, чтоб знал свою историю, культуру, на какой земле живет, одним словом, чтобы он помнил имя свое».

«ПОМНИ ИМЯ СВОЕ». Это своего рода воспитательная программа Хайдара Тапакова.

«Нашими всходами является молодежь. Чем она должна заниматься сегодня, что ждет ее в будущем? Молодые люди поставлены в жестокие условия, где царствуют дикие рыночные отношения, господствует культ продажности и денег. Мне кажется, мы не понимаем молодежь, она предоставлена сама себе - живет, как хочет и как может».

С сожалением и глубокой печалью размышляет: «Стремительно меняется окружающий мир, меняемся и мы, но, к большому сожалению, в худшую сторону. В физике есть понятие «броуновское движение», где малые частицы хаотически перемещаются под ударами молекул. Это бессмысленное движение напоминает нынешнее наше состояние, сегодняшний день. На днях с одним молодым человеком состоялся такой диалог: «Конец света наступит в декабре месяце?» «Да, мы упустили момент. В наших действиях и душах конец света уже наступил. Мы живем, потому что Земля и Бог пока нас терпят…» «В чем выражается Конец?» «Стерлась грань между добром и злом - это называется безнравственность…» «Есть ли выход?» «Мы все плывем в одной лодке, спасение зависит от каждого из нас…». Не хочу никого устрашать своим неблагоприятным прогнозом, унылым пессимизмом, но, как бывший медицинский работник, знаю точно, любое выздоровление наступает после принятия больными неприятных процедур, болезненных уколов и горьких лекарств. Давайте перейдем от общего к частному. Мы теряем свою сущность, свои корни, становимся людьми без лица. Бездуховность, незнание своей истории, родного языка, традиций и обычаев, беспробудное пьянство, рост преступности, безграмотность и маргинализация общества напоминают мне шапку из верблюжьей кожи, которую трудно снять и выбросить.

 

В известном романе Чингиза Айтматова «И дольше века длится день» есть легенда о манкуртах - людях, замученных захватчиками, забывших свое происхождение. Завоеватели мучили покоренные народы, надевая им на головы шапки из верблюжьей кожи и оставляя на жаре, таким образом, лишая тех ума. Захватчики посягали на сознание людей, ведь манкурт - идеальный раб, без прошлого и будущего. Он забывает даже свою мать и выпущенной стрелой убивает ее. Платок матери превращается в птицу. Мифическая Птица Доненбай, кружась над пленными, вопрошает: «Чей ты? Вспомни свое имя. Как твое имя?..».

В красивой поэтичной повести «Рушник», где рядовой Виталий Калиниченко, сослуживец нашего мудрого философа, поет чудесную украинскую песню, навсегда оставшуюся в памяти старшины Тапакова, есть горькие слова об Украине сегодня: «Через годы, через большие расстояния и теперь слышу твой голос, твою песню, Виталий Калиниченко. Где ты, что с тобой? Теперь у вас кровопролитная гражданская война, украинец идет на украинца, брат на брата. Ушли в небытие понятия: добро, любовь, человечность, сочувствие, сострадание. Мне кажется, мир сошел с ума, все больше и больше становится злых, алчных людей со звериными, хищническими наклонностями, которые, как ненасытные вампиры, жаждут человеческой крови. Почему мы стали такими, почему не смогли перебороть у себя внутреннее зло?.. Почему стали разбирать нации, кто какой крови? Одна национальность лучше другой? Не верю. Украина больна коричневой чумой. Вдруг это «инфекционное заболевание» перекинется и к нам? Кто даст гарантию, что этого не произойдет? Манкурты, подонки найдутся и у нас, хватает у нас и «болотистых» мест. Страшно об этом думать. Президент Российской Федерации В.В. Путин прав, когда говорит: «Героизация нацизма приведет к страшным последствиям». Опять вспоминаю роман «Буранный полустанок, или И дольше века длится день». Там есть легенда, где манкурт по приказу своего хозяина убивает родную мать. А она до последнего мгновения обращается к своему сыну: «Вспомни, кто ты… Помни имя свое…». Об этой легенде много раз говорил и писал, повторю еще не раз, потому что это знаковое предупреждение будущим поколениям.

Мысленно обращаюсь к тебе, дорогой мой друг. Иди на евромайдан, поднимись над баррикадами, спой свою песню про рушник, может, тогда поймут, что мы вскормлены одной матерью. Что станет с нами, когда ее убьют?..

Тяжелый у нас получился разговор. Но об этом нельзя не говорить. Все-таки человек живет верой в светлое будущее. Свято верь, уважаемый мой читатель, что завтра опять взойдет солнце, наступит ясный, солнечный, тихий день, и мы будем творить добро. Только добро!»

Он, чуть-чуть задумавшись, тихо, с печалью в голосе добавил: «Ах, как хочется жить!..И пробежаться б босиком по росе, по земле, со всеми, кто живет на этой голубой планете, и, взявшись за руки, крепко-крепко обнять каждого! Распахнуть для добра свою душу. И испить родниковой воды… Воды из родника моего детства. Чуть помолчав, добавил: « В минуты радости и печали я часто думаю: ведь мог же тогда умереть, раствориться в белой мгле, исчезнуть…

Меня не было бы сегодня, не радовался бы я солнцу, не вдыхал бы этот чистый воздух, не вглядывался бы в небо - голубую бездну…Меня тогда от верной гибели спасла русская женщина. Когда вспоминаю ее, вновь и вновь ощущаю нежное тепло и запах свежего хлеба…

Как-то ехал домой, и мне почудилось, что кто-то машет рукой, подзывает к себе. Завернул в хутор Крым. Остались одни бугорки от бывших домов. Стало больно на душе, тоскливо. В ушах звенели слова Нюры-апай: «Не хочу ехать в чужие края…»

Спустился к тому роднику, к тем тополям. Напился воды. Родник остался таким же чистым, полноводным. «Русский» тянулся в нашу сторону, орошая наши земли живительной влагой».

На какое – то мгновение задумался, закрыв глаза. Я уверена, что в этот момент он, распахнув для добра свое сердце, босиком бежал по росе навстречу новому дню, чтобы лечить словом заблудшие души.

Встреча с удивительным человеком подошла к завершению.

А я с восхищением держу в руках творения мастера слова. Как же удивительно легко и увлекательно читаются сочинения Хайдара Тапакова, великого труженика в искусстве пера.

Каждое предложение – красивое, каждое выражение – ёмкое – шлют нам из глубин души автора мощные сигналы, полные любви к Миру Небесному, к путникам Земли, просто к человеку – конкретному, определенному. Его зов чужд отрешенности, отвлеченности, абстрактности – он крепко охватывает самые насущные, самые актуальные темы. Подчас, кажется, что Хайдар говорит о каждом из нас или о тех, кто совсем рядышком с нами. И слышишь его ровный, спокойный, но уверенный, духовно мощный, подчас даже настойчивый глас: человек! Куда же ты торопишься, бежишь? Остановись! Подумай! Опомнись! Подними глаза к Небу – Вечности! Посмотри на Землю, на окружающих! Сколько ты можешь принести радости, счастья другим, начиная с самых близких – с семьи, с родных! А творя добро – ты сам станешь светел, и «тысячи, - по слову преподобного Серафима Саровского, - вокруг тебя спасутся!»

Декабрьский вечер был в самом разгаре: звезды рассыпались по небу, в окно смотрел краешек месяца, белые пушистые снежинки, кружась, падали на землю,. а на душе было «печально и светло» и очень спокойно. Спокойно от того, что есть на земле человек, который думает о тебе, обо мне, обо всем человечестве. Есть человек, который творит добро. А творя добро – ты сам станешь светел.

А завтра будет новый день и несказанно прекрасным диск солнца, благословляющий рассветное небо. Прекрасно рассветное небо, благословляющее восходящее солнце…

Солнце, радующееся за то, что, по словам Дмитрия Голубкова:
Человек как звезда рождается,
Чтоб светлее стала Вселенная.
Откройте для себя Хайдара Тапакова.

 

С любовью ко всем Шаранова Любовь Леонидовна.