Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Час  поэзии  «Меж берез и сосен тихо бродит осень…»

Закружил золотой листопад!
В танце осени листья порхают,
Наш печальный задумчивый сад
Под напевы дождя засыпает.
В позолоте стоит мокрый лес,
На студеном ветру застывает.
Осень дарит нам столько чудес -
Только осенью это бывает!
Украшает свой терем она,
Дарит людям последние краски.
Как красавица эта щедра!
Как волшебница добрая в сказке.
Не забыть эту тихую грусть,
Свое золото сад растеряет.
Пусть колдует осеньюшка, пусть -
Только осенью это бывает.

До свидания лето, приветствие осени – вот репертуар поэзии нашего урока, который прошел 26 сентября. Погода удалась на славу! Последние деньки бабьего лета. Сколько красок в нашем саду! Щедрая красавица рябина, скромница с обилием плодов – яблоня! И дубки, и калина, молодые ели – все были свидетелями наших восхищений в адрес красавицы осени.

      Все первые курсы стали участниками этого замечательного путешествия в мир природы, красок осени. Звучали стихи поэтов, мини-сочинения. Бодрость на весь день – таков результат этого мероприятия. А руководили всем этим преподаватели русского языка и литературы Л.Л.  Шаранова. и Р.И. Гайсина.

      

      

15 мая - Международный день семьи.

Познавательный и поучительный урок на примере семьи императора Николая 2.

Международный день семьи  учрежден Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 году.  Именно тогда Генеральная Ассамблея ООН провозгласила резолюцию о ежегодном праздновании Дня семьи (International Family Day) 15 мая.

Семья, как основной элемент общества, была и остается хранительницей человеческих ценностей, культуры и исторической преемственности поколений, фактором стабильности и развития. Благодаря семье крепнет и развивается государство, растет благосостояние народа.

С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина.  

Благополучие семьи — вот мерило развития и прогресса страны.

Семья является важнейшей общественной ценностью, так как каждый человек помимо этнической принадлежности или социального статуса, характеризуется также и семейным положением.

Переживающие в современной России кризис брачно-семейные отношения могли бы быть поддержаны на государственном уровне примерами из российской истории. Ни для кого не секрет, что в современном российском обществе, прошедшем за последнее столетие через целый ряд всевозможных социальных экспериментов, институт семьи пребывает в серьезном кризисе. Многие люди, особенно молодежь, далеко не всегда представляют себе, что в действительности есть семья, как супругам подобает относиться  друг к другу, как заботиться о детях. Между тем, в российской истории есть немало таких примеров, которые могли бы сыграть положительную роль в укреплении института российской семьи. Одним из таких примеров являются последний русский император Николай II и его супруга Александра Федоровна, которые венчались 122 года назад – 26 ноября 1894 года. В День семьи и в канун дня рождения (19 мая) Николая II этот урок мы посвятили его семье, которая являет собою потрясающий образец  семьи, где главной основой была любовь и помощь друг другу.

Надо сказать, что для Николая идеалом семьянина был его отец – император Александр III. Он очень любил свою жену и детей и даже при условии своей постоянной занятости находил время для того, чтобы побыть вместе с ними. Монарх был всегда рядом, он был образцом для поведения, защитником своей семьи и в то же время суровым взыскателем за проступки, но оттого не менее обожаемым родителем и абсолютным авторитетом. В том числе и для цесаревича Николая, который видел в своем родителе идеальный пример отца. Известны слова, которые государь как-то сказал тогда еще юному Николаю: «Укрепляй семью, потому что она – основа всякого государства». Эти слова будущий император запомнил на всю жизнь, создав свою собственную семью по примеру отцовской. Новоявленная императрица пишет слова, которые в итоге станут пророческими: «Когда эта жизнь закончится, мы встретимся вновь в другом мире и останемся вместе навечно». Николай, ставший отныне главой государства, входившего из спокойного штиля времен его отца в суровые бури рубежа 19-20 века, как и отец стремился не обделять свою семью вниманием. Даже несмотря на то, что государственные дела отнимали большую часть времени молодого царя, он всегда старался выделить время для общения с женой и детьми, видя в них источник своего уюта, душевного спокойствия и благоденствия. Семья стала настоящей отдушиной для Николая, которой он отдавал всего себя без остатка. В семье императора Николая II и царицы Александры Фёдоровны было пятеро детей — четыре дочери и сын. Император в воспитании своих детей требовал: «Мне нужны нормальные здоровые русские дети».

Как же чета Романовых воспитывала детей?

Николай и Александра Фёдоровна показывали собой пример. Дети росли в атмосфере взаимного уважения и любви родителей друг к другу. Ближайшая подруга императрицы Анна Вырубова сказала: «За 12 лет я никогда не слыхала ни одного громкого слова между ними, ни разу не видала их даже сколько-нибудь раздражёнными друг против друга».

Дети Николая II почти не знали светских развлечений вроде балов. Они сами придумывали себе развлечения: игры на воздухе, физические упражнения, театральные постановки. Родители часто присоединялись к детям в их играх. Совместные развлечения способствовали жизнерадостности детей и укреплению дружбы с родителями.

О том, насколько их семья была счастлива можно узнать из дневника царя и царицы и из тех писем, которые Николай и Александра отправляли друг другу. Помимо прочего, дневниковые записи императрицы показывают всю глубину её понимания смысла любви и брака. «Божественный замысел в том, чтобы брак приносил счастье, чтобы он делал жизнь мужа и жены более полной, чтобы ни один из них не проиграл, а оба выиграли. Если все же брак не становится счастьем и не делает жизнь богаче и полнее, то вина не в брачных узах, а в людях, которые ими соединены», – гласит одна из её записей. В целом же, в дневниках императрицы можно обнаружить большую мудрость о взаимоотношениях мужчины и женщины в браке. Так, Александра Федоровна пишет, что первый урок, который нужно усвоить обоим супругам – это терпение. «В начале семейной жизни обнаруживаются как достоинства характера и нрава, так и недостатки и особенности привычек, вкуса, темперамента, о которых вторая половина и не подозревала. Иногда кажется, что невозможно притереться друг к другу, что будут вечные и безнадежные конфликты, но терпение и любовь преодолевают все», – пишет императрица. Вторым секретом семейной жизни для неё является искреннее внимание друг другу: «Счастье жизни составляется из отдельных минут, из маленьких удовольствий – от поцелуя, улыбки, доброго взгляда, сердечного комплимента и бесчисленных маленьких, но добрых мыслей и искренних чувств». Неудивительно поэтому, что в семье последнего русского императора царили любовь и гармония, которые передались и их детям, поражавших окружающих своими положительными качествами и благодетелями. От Николая они унаследовали скромность, осознание своего долга перед Отечеством и любовь к нему. Мать же дала им такие морально-нравственные качества, как крепость духа, заботу о ближнем, веру и терпение к невзгодам. Первая мировая война, хоть и разлучила семью физически (Николай с цесаревичем Алексеем были на фронте, а Александра Федоровна с детьми помогали ухаживать за ранеными в Царском селе), не смогла разорвать её духовные узы. «О, как ужасно одиночество после твоего отъезда! Хотя со мной остались наши дети, но с тобой уходит часть моей жизни – мы с тобой одно целое», – пишет императрица своему мужу в 1914 году. И это после 20 лет брака и совместной жизни! Многие ли семьи сейчас могут похвастаться тем, что после стольких лет жизни вместе они еще могут сказать друг другу такие теплые слова? Они встретятся вновь только весной 1917 года, после отречения Николая от престола. И судя по записям в их дневниках, долгожданная встреча друг с другом стала для них самым главным и ожидаемым событием. После этого они не расстанутся уже никогда, приняв через полтора года мученическую смерть в Ипатьевском доме в Екатеринбурге.

На протяжении 23 лет они вместе делили печаль и радость, пройдя через все невзгоды и испытания, которые им выпали. Именно это называется настоящей любовью, настоящими чувствами.  И именно эти чувства создают крепкую, дружную семью, которой так не хватает в современной России. К сожалению, в условиях идеологического, информационного и в целом морально-нравственного распада в современном обществе институт семьи претерпел значительную деградацию.

Постепенно снижается ценность семейных отношений, в обществе растет эгоизм и непонимание того, зачем нужна семья. Всё чаще молодые люди рассматривают её как ненужную обузу, мешающую выращенным современной массовой культурой эгоистам «брать от жизни всё». Ситуацию усугубляют нынешние медиа, в особенности телевидение, которое очень любит демонстрировать во всякого рода ток-шоу и прочих передачах всевозможную грязь и чернуху, дискредитируя само понятие семьи, искусственным образом вызывая отвращение к ней со стороны молодежи. Велики ли шансы в условиях подобной морально-нравственной деградации построить по-настоящему крепкую и нравственную семью? В условиях, когда советы, как строить семью, дает «Cosmopolitan», вопрос этот, думается, сугубо риторический. Конечно, у нас есть какие-то подвижки в плане популяризации образа и идеи нормальной и крепкой семьи.

Так, с 2008 года в России на общегосударственном уровне отмечается День Петра и Февронии, более известный сейчас под названием День любви, семьи и верности. Символами праздника стали святые Петр и Феврония Муромские. Их жизнь являет собой наглядный пример идеальной христианской семьи и должного отношения супругов друг к другу. Муромский князь Петр, женившись на вылечившей его от тяжелой болезни простой крестьянки Февронии, столкнулся с боярской оппозицией, которая не желала видеть своей княгиней «простолюдинку». Бояре выдвинули условия: или Петр расстается с Февронией, или они вместе покидают Муром. Петр выбрал второе, поскольку не мыслил своей жизни без возлюбленной. После этого они прошли сложный жизненный путь, но любовь помогала им выжить в любых, даже самых тяжких условиях. За это Бог отблагодарил возлюбленных – они смогли вернуться обратно в Муром. По преданию, умерли они в один день, до конца жизни не расставшись друг с другом.  Как жаль, что нет фильмов о таких семьях.  Разве история их любви, верности, смирения и самопожертвования не представляет интереса? Еще как представляет. И для донесения до общества тех простых истин, которые составляют основу каждой семьи, история Николая и Александры, выраженная в кинематографе, могла бы сыграть колоссальную роль. Вместо этого в России к прокату готовится нашумевшая уже до выхода картина «Матильда», повествующая о мелкой интрижке Николая и балерины Матильды Кшесинской. Вместо того, чтобы снимать кино о великой любви и верности, лепят очередной опус с неясными целыми. Да, у будущего царя были легкие и мимолетные отношения с балериной, но были они до женитьбы.  Хочется лишь надеяться, что рано или поздно история любви Николая и Александры встанет в один ряд с историей Петра и Февронии, помогая сформировать в России так нужный нам сейчас культ семьи, любви и верности, заменив им разрушающий наше общество культ денег, эгоизма и потребительства. Сильная Россия – это, прежде всего, сильная семья. А крепить семью надо наглядными примерами. А где их искать в первую очередь, кроме как не в русской истории.

Царица говорила: «Радость и счастье нужны детям не меньше, чем растениям нужны воздух и солнечный свет». Для этого нужны «не просто любовь, а культивированная любовь в повседневной жизни семьи, выражение любви в словах и поступках. Любезность в доме — не формальная, а искренняя и естественная».

В целях воспитания быт семьи не был роскошным. Царевны спали по двое в комнате на армейских складных кроватях. Мебель в их комнатах была безыскусной. Детей учили преемственности во всём, поэтому одежда и игрушки передавались по наследству. Царские дети играли в игрушки, которые были поломаны десятки лет назад. Таким образом их учили ценить и беречь то, что у них есть.

Семья Николая II в общении не делила людей по «социальным сословиям». Ценился сам человек с его индивидуальными качествами. Государь требовал от детей проявлять уважение и внимание к нуждам любого человека даже в мелочах.

Вот как наставляла Александра Фёдоровна свою дочь Ольгу в письме: «Будь особенно вежлива по отношению ко всем слугам и няням. Они так хорошо заботятся о вас. Подумай о Мари, как она устаёт и не очень хорошо себя чувствует, не заставляйте её ещё и нервничать. Слушайтесь её, будьте послушными и всегда добрыми. Я сделала её вашей няней, и вы всегда должны хорошо относиться к ней, а также к С. И. Ты достаточно большая, чтобы понять, что я имею в виду. Будь хорошей и слушайся Маму. Прочти это Татьяне. Всегда проси прощения, когда была грубой или непослушной. А сейчас постарайся быть как можно лучше, и я буду счастлива».

Царица воспитывала девочек как будущих хранительниц домашнего очага. «Дом и семья — это то, что держится в первую очередь на женщине, и каждая девушка обязана понять это ещё в детстве», писала императрица. Александра Фёдоровна обучала девочек основам домашнего хозяйства. Они занимались рукоделием, шили рубашки и гладили бельё.

Царские дети видели горести войны, но от всего непотребного родители их уберегали. Дети могли видеть только красоту и горесть жизни. Подруга царицы Юлия Ден отмечала: «Все Великие Княжны были бесхитростными, невинными созданиями. Ничего нечистого, дурного в их жизнь не допускалось. Её Величество очень строго следила за выбором книг, которые они читали. В основном это были книги английских авторов. Их Величества не имели ни малейшего представления о безобразных сторонах жизни».

Император Николай II и Александра Фёдоровна воспитывали детей в духе постоянной работы над собой. Царские дети росли сильными, независимыми и милосердными. Принципы воспитания в доме Романовых вполне способны стать пособием для будущих поколений.

Дети государя, несмотря на то, что получили по рождению одно из самых высоких положений в мире, росли, как самые обычные. Например, молодой цесаревич Алексей почти всегда был одет не в пышное дворцовое одеяние, а, напротив, в форму русских военных, для него всегда было счастьем поиграть с детьми простых солдат. В этом ему подражали и старшие сестры. «Царские дети, как дети деревенские и посадские, утешались той же морковью и репою, орехами и ягодами и теми же простонародными игрушками разных видов и наименований, кому что нравилось для детских забав», – говорил известный русский историк и археолог, современник царственной семьи Иван Егорович Забелин.

Император лично следил за процессом обучения, чтобы, как он сам говорил, «из них не выросло тепличных цветов». «Чем выше положение человека в  обществе, – говорил Николай, – тем больше он должен помогать другим, никогда не напоминая им о своем положении». И все домочадцы семьи Романовых следовали этому завету.

Все вместе они учредили благотворительный фестиваль для помощи бедным больным туберкулёзом — «День белого цветка», который так полюбился россиянам, что проводился не один раз в году и проводится в наши дни. Четыре великие княжны и императрица состояли во всемирной организации сестёр милосердия «Красный крест» и во время первой мировой войны работали при госпиталях. Императрица сама оперировала раненых, а великие княжны ей ассистировали. Когда же кто-то из больных, принесённых после боя, чувствовал, что умирает, он из последних сил звал: «Матушка царица? Не оставь!». И Александра Федоровна сидела рядом с ним, держа за руку до самого конца. Великие княжны утешали лежачих больных, помогали им писать письма домой.  Разве это не проявление большой любви к России?

Кто знает, как бы сложилась история России, если бы государь и его семья не принесли тогда себя в жертву. Они своим мученическим подвигом смогли доказать, что любовь и вера в Отечество и народ — это великая истина, за которую стоит отдать свою жизнь, не колеблясь пожертвовать собой ради того, чтобы далёкие потомки могли жить в мире и согласии, чтобы жила великая Россия.

«Они умерли мучениками за человечество. Их истинное величие проистекало не из их царского сана, а от той удивительной нравственной высоты, до которой они постепенно поднялись. Они сделались идеальной силой. И в самом своём уничижении они были поразительным проявлением той удивительной ясности души, против которой бессильны всякое насилие и всякая ярость и которая торжествует в самой смерти», – так писал воспитатель царевича Алексея Пьер Жильяр.

Мы, те самые потомки, ради которых царская семья принесла себя в жертву, просто обязаны не забывать те истины, которыми жили Романовы, воспитывать их в себе, чтобы точно знать, как и для чего жить.

Вот такой познавательный и поучительный урок прошел в группах № 22, 25.

И я, как преподаватель, благодарна своим студентам, а именно: Куштаевой Жанаре, Ольшанской Виктории, Искаковой  Салиме, Акбалиной Гузелии, которые подготовили это мероприятие. Урок проходил в нашем замечательном саду. Надеюсь, что он оставит в юных душах положительные эмоции, которые будут иметь пример для их будущей жизни.

Преподаватель русского языка и литературы Шаранова Л.Л.

Поэзия - чудесная страна!

 Поэзия – чудесная страна,
Где правит рифма целым миром!
Ей власть особая дана
Нас покорять звучаньем лиры!

Она открыта тем, кто слышит
Души движенье, мысли ход,
Кто рифмами живёт и дышит,
В ком жажда творчества живёт.

Поэзия делает нашу жизнь богаче, придавая обычным словам особую магию. Чтобы привлечь внимание общества к поэзии как к источнику ответов на многие вопросы человечества, как к искусству, полностью открытому людям, на 30-й сессии ЮНЕСКО в 1999 году было принято решение 21 марта каждого года отмечать Всемирный день поэзии.

Поэзия — давняя, но вечно юная вдохновенная любовь человечества!  Историки говорят, что первые стихи были созданы еще в 2-3 веке до нашей эры. С тех пор поэзия всегда была с людьми - и многим помогала жить.

Б. Пастернак дал такое определение поэзии («Определение поэзии»):  

Это- круто налившийся свист,
Это-щелканье сдавленных льдинок,
Это- ночь, леденящая лист,
Это- двух соловьев поединок...

А так определяет поэзию А. Ахматова («Про стихи»):

Это - выжимки бессонниц,
Это - свеч кривых нагар,
Это - сотен белых звонниц
Первый утренний удар...

Древнегреческий поэт Гесиод рассказывая о своей встрече с богинями-музами, покровительницами поэтического искусства, объяснил, что именно они раскрыли ему секрет художественного воображения, фантазии.

А.С. Пушкин описывал явление ему Музы такими словами:

В те дни, в таинственных долинах,
Весной, при кликах лебединых
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться муза стала мне...
                     

(«Евгений Онегин»)

Стихи растут, как звезды и как розы,
Как красота- ненужная в семье,
А на венцы и на апофеозы -
Один ответ: - Откуда мне сие?

Мы спим - и вот, сквозь каменные плиты,
Небесный гость в четыре лепестка.
О мир, пойми! Певцом- во сне- открыты
Закон звезды и формула цветка.

(М. Цветаева)

Поэзия может называться и искусством недосказанного. Хорошее стихотворение - всегда нечто большее, чем просто слова, нечто, возникшее из своей формы и без этой формы не существующее.

Но вот уже послышались слова
И легких рифм сигнальные звоночки-
Тогда я начинаю понимать,
И просто продиктованные строчки
Ложатся в белоснежную тетрадь.

(А. Ахматова. Из цикла "Тайны ремесла")

Каждое стихотворение - это какое-нибудь открытие и требует огромных усилий. Ведь надо не только написать, но и быть понятым.

 Наше священное ремесло
Существует тысячи лет...
С ним и без света миру светло.
Но еще ни один не сказал поэт,
Что мудрости нет, и старости нет,
А может, и смерти нет.

(А. Ахматова. Из цикла "Тайны ремесла")

Поэт в России - больше, чем поэт.
В ней суждено поэтами рождаться
лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,
кому уюта нет, покоя нет.       

(Е. Евтушенко)

 Сколько терний и невзгод, сколько жизненных трагедий познали поэты, творя свой подвиг! Велика их заслуга перед народом.

 Есенин, Пушкин, Блок и Фет,
Ахматова, Барто, Твардовский…
В России, если ты поэт –
Ты должен ярким быть и броским.

Знать, словом должен зажигать,
И душу вылечить словами.
Тебе ли этого не знать,
Поэт, живущий рядом с нами?

Поэзия – великий дар!
Кто оседлать сумел Пегаса,
Тот никогда не будет стар,
Рифмуя мысли ежечасно.

(Е. Козлова)

Задумывались ли вы когда-нибудь, из-за чего в душе человека рождаются гениальные стихи? Отчего появляется удивительный дар, заставляющий обычные слова звучать по-новому, по-иному, от которых у людей сильнее бьётся сердце и захватывает дыхание?

Как в двух строчках человек способен ощутить целый мир?

Я считаю, что создание стихов сравнимо с полетом птицы. Научиться этому невозможно, а вот научиться понимать поэзию под силу каждому.

 Поздравим всех, кто говорит стихами,
Поздравим, кто в поэзию влюблен,
А может, сочиним стихи и сами,
Ведь жизнь прекрасна, если со стихом!

Смотрите в будни и слагайте строки
Во славу жизни, счастья и любви,
Хвала поэтам, что стихом высоким
Всю нашу жизнь украсили они! 

Считается, что самые древние стихи-гимны были созданы в 23 веке до нашей эры. Автор стихов — поэтесса-жрица Эн-хеду-ана (En-hedu-ana), про которую известно лишь то, что она была дочерью аккадского царя Саргона, завоевавшего Ур (территория Ирана). Эн-хеду-ана писала о лунном боге Нанне и его дочери, богине утренней звезды Инанне.

Древние греки называли поэзией искусство человеческой речи вообще, имея в виду прозу и стихи, театральную декламацию, философский спор или поздравление другу. В наше время сложилось представление о поэзии как о чем-то возвышенном, красивом, необычном. В самом деле: любить, читать, писать стихи может лишь тот, в чьей душе живет поэтическое начало, умение понимать условный, воображаемый мир поэтических образов.

Во все времена люди верили поэтам, если поэты открывали им свои подлинные мысли и сомнения, делились с ними горестями, надеждами и тревогами. 

Из смиренья  не пишутся  стихотворенья,
И нельзя их писать ни на чье усмотренье.
Говорят, что их можно писать из презренья.
Нет!
Диктует их только прозренье.

Леонид Мартынов

 Не спеши, не гонись за из рук ускользающим веком,
Всё придет - только верь, все случится своим чередом.
Не мудри, не крои, просто будь на Земле человеком,
Не скупись на добро, не откладывай жизнь на «потом»!

Не жалей ни о чем, не стремись к похвале и наградам,
Промелькнут словно тень – не успеешь и глазом моргнуть,
Всё придет, только верь, если это действительно надо…
Не торгуйся с судьбой выбирая свой жизненный путь!

Время покажет, время расставит
Всё по своим местам:
Кто чего стоит, много ли значит,
Чьим доверять словам.

Первый последним стал в одночасье,
Дождь превратился в снег…
Не торопитесь в гонке за счастьем,
Слишком обманчив век.

Если спросят – ответь, не вступая с толпой в перебранку,
Если просят помочь – помоги, словно лучшим друзьям!
Если песню запел – душу выверни всю наизнанку…
Остальное придёт – только верь, по-другому нельзя!

Александр Антыков

Поздравляю всех с Днем поэзии! Сочиняйте, мечтайте, любите, творите!

Преподаватель русского языка и литературы Шаранова Любовь Леонидовна

Памяти Эльдара Рязанова

«Господи, спасибо, что живём!»

Господи, ни охнуть, ни вздохнуть,
дни летят в метельной круговерти.
Жизнь – тропинка от рожденья к смерти,
смутный, скрытный, одинокий путь.
Господи, ни охнуть, ни вздохнуть!
Снег. И мы беседуем вдвоём,
как нам одолеть большую зиму.
Одолеть её необходимо,
чтобы вновь весной услышать гром.
Господи, спасибо, что живём!
Мы выходим вместе в снегопад.
И четыре оттиска за нами,
отпечатанные башмаками,
неотвязно следуя, следят.
Господи, как я метели рад!
Где же мои первые следы?
Занесло начальную дорогу,
заметёт остаток понемногу
милостью отзывчивой судьбы.
Господи, спасибо за подмогу.
<Эльдар Рязанов>

18 ноября -день рождения Эльдара Рязанова. Легендарному режиссеру, фильмы которого любит вся страна, Эльдару Александровичу Рязанову, могло бы исполниться 90 лет. Советский и российский кинорежиссёр, сценарист, актёр, педагог, телеведущий, писатель, поэт, драматург, продюсер Он был тонко чувствующим поэтом, оставившим после себя удивительные стихи — неравнодушные, полные боли и грусти… и в то же время тёплые, искренние, родные. Всегда помним талантливого человека.

Каждый раз, читая или слушая Эльдара Рязанова, я испытываю чувство как человек, умирающий от жажды, припавший к лесному роднику, как голодный, которому дали поесть. Ощущаю его как близкого человека, наверное, потому, что он так воспитал меня своими фильмами. "Воспитал" - "впитал" - "питал" - давал пищу для души.
        Когда я читаю стихотворения Эльдара Рязанова, мне кажется, что я слышу свой собственный голос.
У памяти моей дурное свойство, -
любая пакость будет долго тлеть.
Хочу прогнать больное беспокойство,
но не могу себя преодолеть.

Как в безразмерной камере храненья,
в сознанье - чемоданы и мешки,
в которых накопились оскорбленья,
обиды, униженья и щелчки.

Не в силах изменить свою природу,
я поименно помню всех врагов.
Обиды-шрамы ноют в непогоду...
К прощенью я, простите, не готов.

В самом себе копаюсь я капризно,
на свалке памяти я черт-те что храню...
Обидчиков, повычеркав из жизни,
я их в воображенье хороню.

Быть может, признавать все это стыдно,
и я раскрыл свой неприглядный вид.
Но что же делать, если мне - обидно!..
Мое сознанье - летопись обид!

У памяти моей дурное свойство,-
я помню то, что лучше позабыть.
Хочу прогнать больное беспокойство,
но не могу себя переломить.

Романс на эти стихи прозвучал в фильме "Небеса обетованные" в исполнении Олега Басилашвили.

Песня из кинофильма “Жестокий романс”

Я, словно бабочка к огню
Стремилась так неодолимо,
В любовь, волшебную страну,
Где назовут меня любимой.
Где бесподобен день любой,
Где не страшилась я б ненастья.
Прекрасная страна – любовь,
Страна любовь,
Ведь только в ней бывает счастье.

Пришли иные времена,
Тебя то нет, то лжешь не морщась,
Я поняла, любовь страна,
Где каждый человек притворщик.
Моя беда, а не вина,
Что я наивности образчик.
Любовь – обманная страна,
Обманная страна,
И каждый житель в ней обманщик.

Зачем я плачу пред тобой,
И улыбаюсь так некстати.
Неверная страна – любовь,
Там каждый человек предатель.
Но снова прорастет трава,
Сквозь все преграды и напасти.
Любовь – весенняя страна,
Весенняя страна,
Ведь только в ней бывает счастье.

Монолог «художника»

Прожитая жизнь – сложенье чисел:

сумма дней, недель, мгновений, лет.

Я вдруг осознал: я живописец,

вечно создающий твой портрет.

Для импровизаций и художеств

мне не нужен, в общем, черновик.

Может, кто другой не сразу сможет,

я ж эскизы делать не привык.

Я малюю на живой модели:

притушил слезой бездонный взгляд,

легкий штрих – глазищи потемнели,

потому что вытерпели ад.

Я прорисовал твои морщины,

в волосы добавил белизны.

Натуральный цвет люблю в картинах,

я противник басмы или хны.

Перекрасил – в горькую! – улыбку,

два мазка – и ты нехороша.

Я без красок этого добился,

без кистей и без карандаша.

Близких раним походя, без смысла,

гасим в них глубинный теплый свет.

Сам собою как-то получился

этот твой теперешний портрет…

 ***

 Почти обшарен шар земной,

хотя не до конца изучен.

Но что мне мир, коль сам собой

я недоволен и измучен.

Не смерил всех своих глубин,

во мне немало белых пятен.

Пускай я дожил до седин,

но не во всем себе понятен.

Стараюсь жить я по уму,

заверить, что благоразумен.

Но мне-то ясно самому,

что я – увы! – непредсказуем.

У расписания в плену

я следую привычным рейсом.

Вдруг неожиданно взбрыкну —

поеду поперек по рельсам.

Нормальный, вроде, не чудной,

и знаю правила вожденья.

Но вот я левой стороной

прусь против встречного движенья.

Корят и гладят по плечу,

чтоб поведение исправил.

Да я и сам-то не хочу

быть исключением из правил.

Я обещания даю,

я соглашаюсь, соглашаюсь:

мол, изменюсь, пойду в строю!

Но – бац! – и я опять срываюсь.

 1984

В трамвай, что несется в бессмертье,

попасть нереально, поверьте.

Меж гениями – толкотня.

И места там нет для меня.

В трамвае, идущем в известность,

ругаются тоже, и тесно.

Нацелился было вскочить,

да черт с ним, решил пропустить.

А этот трамвай до Ордынки.

Я впрыгну в него по старинке,

повисну опять на подножке

и в юность вернусь на немножко.

Под лязганье стрелок трамвайных

я вспомню подружек случайных,

забытых товарищей лица.

И с этим ничто не сравнится!

Сентябрь 1986

Нету веры.

И нет уверенности,

лишь примеры

моей потерянности…

Хоть ты тресни

от своей ненужности.

Бег на месте —

и тот по окружности.

 ***

Как много дней, что выброшены зря…

Как много дней, что выброшены зря,
Дней, что погибли как-то, между прочим.
Их надо вычесть из календаря,
И жизнь становится еще короче.

Был занят бестолковой суетой,
День проскочил – я не увидел друга
И не пожал его руки живой…
Что ж! Этот день я должен сбросить с круга.
А если я за день не вспомнил мать,
Не позвонил хоть раз сестре иль брату,
То в оправданье нечего сказать:
Тот день пропал! Бесценная растрата!

Я поленился или же устал —
Не посмотрел веселого спектакля,
Стихов магических не почитал

И в чем-то обделил себя, не так ли?
А если я кому-то не помог,
Не сочинил ни кадра и ни строчки,
То обокрал сегодняшний итог

И сделал жизнь еще на день короче.
Сложить – так страшно, сколько промотал
На сборищах, где ни тепло, ни жарко…
А главных слов любимой не сказал

И не купил цветов или подарка.
Как много дней, что выброшены зря,
Дней, что погибли как-то, между прочим.
Их надо вычесть из календаря
И мерить свою жизнь еще короче.

Меж датами рожденья и кончины
(а перед ними наши имена)
Стоит тире, черта, стоит знак «минус»,
А в этом знаке жизнь заключена.

В ту черточку вместилось все, что было…
А было все! И все сошло, как снег.
Исчезло, растворилось и погибло,
Чем был похож и не похож на всех.

Погибло все мое! И безвозвратно.
Моя любовь, и боль, и маета.
Все это не воротится обратно,
Лишь будет между датами черта.

Все тороплюсь, спешу, лечу я,
Всегда я в беге нахожусь,
Нехваткой времени врачуя
Во мне таящуюся грусть.

И все ж не вижу в этом смысла —
Жить, время вечно теребя.
Куда бы я ни торопился,
Я убегаю от себя.

Ищу я новые занятья,
Гоню карьером свою жизнь,
Хочу ее совсем загнать я…
Да от себя не убежишь!

Вспомним замечательного человека и еще раз насладимся его поэзией.

Шаранова Любовь Леонидовна.

Здравствуй, осень!

Традиционно в октябре преподаватель русского языка и литературы Шаранова Л.Л.  проводит мероприятие «Здравствуй, осень!». Чудесная музыка П.И. Чайковского «Осенняя песнь. Октябрь» открыла урок, посвященный красавице осени «Здравствуй, осень». Слушателями этой музыкально-литературной композиции стали не только учащиеся и преподаватели, но и стройные, разноцветные березы, яблони и вся природа, благодарная за это посвящение.

Звучали песни об «Осенней поре, очей очарованья…». Вдохновенно и выразительно, наизусть были прочитаны стихотворения в исполнении учащихся 22 и 25 групп: Багдасарян Алины, Сайфульмулюковой Дины, Исхаковой Гульсии, Искаковой Салимы, Ольшанской Виктории, Железновой Варвары группы № 35.

В исполнении группы № 9 и преподавателя Янбековой Т.Х. прозвучала песня «Листья желтые», были прочитаны стихотворения Тютчева, Фета Касмылиной Т., Янчуриной А., Кусяковой А.

Ведущие Кувардин Денис и Щикатурова Лиза с большой ответственностью отнеслись к этому мероприятию. Выразительно и эмоционально звучали строки в их исполнении.

Закружил золотой листопад!
В танце осени листья порхают,
Наш печальный задумчивый сад
Под напевы дождя засыпает.
В позолоте стоит мокрый лес,
На студеном ветру застывает.
Осень дарит нам столько чудес -
Только осенью это бывает!

Как приятно было под чарующие звуки музыки, проникновенные и сладостные строки вдыхать осенний аромат природы!