Актуальность: Проблема формирования профессиональных компетенций рабочих кадров и специалистов среднего звена на современном этапе развития педагогической науки приобретает особое значение, поскольку переход от одного образовательного идеала (всесторонне развитой личности) к другому (личность, способная к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию и самореализации) предполагает смену образовательной парадигмы и как следствие - возникновение потребности в инновационных преобразованиях. Это влечет за собой смену целей, задач, содержания и технологий построения образовательно-воспитательной системы, совершенствование педагогического мастерства преподавателей, организацию на базе образовательных учреждений среднего профессионального образования структур нового инновационного типа, способствующих решению широкого спектра проблем профессионального образования.

Одной из основных задач деятельности профессионального колледжа, как одного из ведущих образовательных и социокультурных центров является модернизация воспитательно-образовательной системы с целью решения различных социальных и психологических проблем адаптации личности, среди которых наиболее актуальными являются: качество получаемых населением образовательных услуг, формирование у студентов положительной мотивации и благоприятного эмоционального фона процесса обучения, проблемы профессиональной ориентации, профессионального самоопределения будущих студентов, вопросы занятости и трудоустройства выпускников колледжа, профилактика и коррекция поведения студентов с целью устранения проявлений элементов девиантного поведения.

 

Исключительную задачу при этом представляет решение проблемы преодоления разрыва между традиционными учебными и реальными производственными задачами. Традиционные учебные задачи очищены от «лишних» деталей и даже слегка «рафинированы» для освоения специальных приемов, умений и навыков. Они абстрактны и не обеспечивают благоприятного эмоционального фона и позитивной мотивации в процессе их решения. Реальные производственные задачи, данные на «языке» конкретной профессиональной деятельности, как правило, размыты и путаны.

Следовательно, высокую эффективность профессионального образования можно обеспечить за счет интенсификации практикоориентированных методов и форм обучения, используя в качестве дидактических средств обучения концептуальные макромодели синтетического характера, дающие наглядное представление о характере возникновения реальных производственных задач, течении процесса их решения при рефлексивно-деятельностном взаимодействии с окружающим миром.

В профессиональном колледже это можно осуществить посредством создания и внедрения в учебный процесс модели формирования профессиональных компетенций рабочих кадров и специалистов на основе создания многофункционального центра прикладных квалификаций (учебного центра профессиональных квалификаций) и инструментов социального партнерства с предприятиями и организациями региона. Здесь целесообразно использование воспитательного и образовательного потенциала учебного центра, где наглядная демонстрация развертывания производственных задач перед обучающимися от абстрактного состояния проблемы до конкретного ее решения наиболее эффективно проходит в условиях реального производственного процесса. Это позволяет создать инфраструктуру для организации производственного обучения и практики по всем реализуемым специальностям в реальных условиях производства товаров и услуг.

Отслеживать результативность процесса формирования профессиональных компетенций специалистов возможно по анализу деятельности маркетинговой, научно-методической служб, службы информационного сервиса и службы социально-психологической защиты и поддержки студентов на базе профессионального колледжа, которые кроме аналитической, коррекционной и реабилитационной будут проводить еще и информационно-просветительскую работу с целью предупреждения возникновения различных проблем социального и психологического характера.

В создании общетеоретического фундамента изучения проблемы профессиональной компетентности большую роль сыграли труды М.В. Аверина, А.Г. Асмолова, И.В. Бестужева-Лады, Е.В. Бондаревской, В.М. Бочарова, Л.С. Выготского, Р.Х. Гильмеевой, И.А. Ильина, В.А. Кан-Калика, J1.H. Когана, Н.В. Кузьминой, И.Я. Лернера, Б.Ф. Ломова, В.Я. Ляудис,

А.К. Марковой, Г.В. Мухатметзяновой и других исследователей.

Анализ теории показал, что проблема качества подготовки специалистов до настоящего времени решалась, главным образом, применительно к системе высшего профессионального образования. В работах Н.А. Селезневой, А.И. Субето, В. Шпанаекжа, В.М. Соколова, А.Д. Гладуна, А.А. Аветисова и других раскрыты содержание и сущность основных понятий, на федеральном уровне определена система внешних и внутренних показателей качества образования в России, предложена теория качества образования (квалитология образования) и теория измерения (квалиметрия). На уровне среднего профессионального образования она начала разрабатываться лишь в последние годы (П.Ф. Анисимов, Л.В. Вельковская, А.М. Новиков, В.Е. Сосонко, Г.И. Ибрагимов, В.И. Лисов, В.И. Паршин, В.Н. Кулаков, Г.В. Покрепин и др.).

Стратегию поведения на рынке образовательных услуг в своих исследованиях рассматривают М.В. Борисова, В.П. Борисенков, О.Л. Головина и др. Они предлагают преобразовать методические службы учреждений НПО и СПО в научно-аналитические центры с расширенным спектром полномочий для решения проблем качества профессионального образования, касающихся стратегического, маркетингового, информационного, социальноадаптивного, координационного, профориентационного, научно-экспериментального, психолого-педагогического, управленческого и других направлений деятельности.

В ряде публикаций (И.Г. Агапов, А.А. Деркач, И.А. Зимняя, В.А. Кальней, Дж. Равен,

В.Д. Симоненко, С.Е. Шишов и др.) проведен анализ понятий «ключевые квалификации» и «ключевые компетенции», показаны их взаимосвязь и такие свойства, как многофункциональность, надпредметность и междисциплинарность.

Теоретические основы моделирования региональных образовательных систем с точки зрения проработки механизмов развития личности определены А.И. Жилиной, О.Е. Лебедевым, А.М. Моисеевым, М.М. Поташником и др.

Проблемы реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании достаточно подробно рассматриваются в работах Л.И. Гриценко. Опираясь на идею единства воспитания и жизни, лежащую в основе такого педагогического феномена как «параллельное действие», открытого еще А.С. Макаренко, т.е. образовательные учреждения являются субъектами не только воспитания и образования, но и социально-экономической деятельности, он в качестве необходимого условия указывает на необходимость введения «пространства реального действия», что предполагает оценку продукции произведенной обучающимися не только на уровне образовательного учреждения, но и на уровне региона.

Дидактические и методические основы реализации модульно-компетентностного обучения в профессиональном образовании достаточно подробно освещаются в работах С.В. Соколовой. Не отрицая необходимости наличия знаниевой базы, она утверждает, что в центре внимания профессионального образования должно находиться достижение интегрированного результата - профессиональной компетентности и компетенций.

Работы CaineR., Klimek К., FishmanW., Solomon В., GardnerH., KallosD., NilssonI., SperryR. и др. позволили сделать важные выводы о повышении качества и эффективности работы учреждений начального и среднего профессионального образования с точки зрения формирования компетенций выпускников и необходимости:

- усиления практического компонента обучения;

- совершенствования коммуникативных умений;

- повышения ответственности за качество выполняемой работы;

- развития умений работать в команде.

Как показывает проведенный нами анализ теоретических источников и практической деятельности колледжа и целостного, основанного на компетентностном подходе, представления о системе формирования личности современного специалиста среднего звена, актуальность данного исследования обусловлена следующими сложившимися противоречиями:

- между возрастающим интересом педагогической науки к проблемам, связанным с внедрением в образовательный процесс компетентностного подхода, и отсутствием опыта и технологий его реализации в системе начального и среднего профессионального образования;

между общественной необходимостью в высококвалифицированных кадрах и ограниченными возможностями учреждений начального и среднего профессионального образования в предоставлении образовательных услуг по их подготовке;

- между потребностью общества в создании системы непрерывного профессиональной подготовки и недостаточной разработанностью целостной концепции ее моделирования и реализации на принципах менеджмента и маркетинга.

С учетом этих противоречий был сделан выбор темы инновационной деятельности, проблема которой состоит в научном обосновании процесса формирования профессиональных компетенций специалистов в условиях реорганизации колледжа в учебный центр профессиональных квалификаций с использованием инструментов социального партнерства с предприятиями и организациями региона. Это отвечает последним тенденциям современного профессионального образования, в частности - повышению качества оказываемых образовательных услуг, переориентации всего образовательно-воспитательного процесса на формирование личности, способной к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию и самореализации, т.е. выпуску высококвалифицированных, конкурентоспособных кадров, востребованных на рынке труда

Цель: Разработка организационно-педагогических и содержательных компонентов процесса формирования профессиональных компетенций рабочих кадров и специалистов среднего звена в условиях профессионального колледжа.

Задачи:

1. Проанализировать современное состояние проблемы формирования профессиональных компетенций в педагогической теории и практике и на этой основе определить критерии эффективности и конкретный комплекс организационно-содержательных условий ее решения.

2. Создать и внедрить модель формирования профессиональных компетенций рабочих кадров и специалистов среднего звена в условиях реорганизации профессионального колледжа в учебный центр профессиональных квалификаций с использованием инструментов социального партнерства с предприятиями и организациями региона;

3. Обеспечить образовательную мобильность студентов за счет выработки индивидуальных образовательных траекторий и программ обучения, позволяющих реализовывать концепцию обучения в течение всей жизни в соответствии с требованиями рынка труда.

Объект исследования: Профессиональные компетенции рабочих кадров и специалистов среднего звена.

Предмет исследования: управление процессом формирования профессиональных компетенций в условиях реорганизации профессионального колледжа в учебный центр профессиональных квалификаций.

Гипотеза исследования: процесс формирования профессиональных компетенций в условиях реорганизации профессионального колледжа в учебный центр профессиональных квалификаций будет эффективен, если:

- системообразующим фактором в содержании процесса обучения выступает модель подготовки современного специалиста среднего звена подготовленного в учебном центре профессиональных квалификаций;

- вносятся изменения в учебные планы и программы с учетом принципов и подходов организации модульного обучения, основанного на компетенциях;

- создание обучающей среды будет проходить с участием потенциальных работодателей в определении содержания подготовки кадров, в организации независимой оценки качества обучения студентов, трудоустройства выпускников;

- с целью преодоления разрыва между учебными и реальными производственными задачами используется имеющийся материально-технический и кадровый потенциал;

- создается современная система научно-методического, маркетингового, социально-психологического, информационно-аналитического сопровождения воспитательно-образовательного процесса.

Исследовательские задачи:

1. Создать модель формирования профессиональных компетенций в условиях процесса реорганизации профессионального колледжа в учебный центр профессиональных квалификаций на основе инструментов социального партнерства с предприятиями и организациями региона.

2. Модернизировать организационно-правовую и учебно-программную документацию в соответствии с логикой и принципами модульного обучения, основанного на компетентностном подходе.

3. Раскрыть сущность и место служб колледжа, выполняющих функции маркетингового, научно-методического, информационно-аналитического и социально-психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса в условиях реорганизации профессионального колледжа в учебный центр профессиональных квалификаций.

Конкретные методы и методики реализации исследования.

Методологическую основу исследования составляют положения диалектики о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений; о развитии личности как субъекта познания, общения и трудовой деятельности; об активной роли личности в познании, о диалектической взаимосвязи содержания и формы, структуры и функций; о единстве эмпирического и теоретического в научном исследовании; современные теории мотивации.

Для реализации поставленной цели и задач исследования необходимо использование следующих методов:

-теоретические: теоретический анализ и синтез, обобщение опыта, абстрагирование, моделирование;

-эмпирические: наблюдение, опрос, тестирование, беседа, эксперимент, праксимет- рический метод (изучение документации и результатов деятельности), модифицированные методы (конструирование производственных ситуаций, экономических отношений);

-статистические: количественная и качественная обработка материалов методами математической статистики, педагогическое измерение, множественное сравнение.

Характеристика предполагаемых результатов.

В ходе инновационной деятельности:

1. будет создана модель формирования профессиональных компетенций в условиях реорганизации профессионального колледжа в учебный центр профессиональных квалификаций;

2. будет разработана и апробирована организационно-правовая и учебно-программная документация в соответствии с логикой и принципами модульного обучения, основанного на компетентностном подходе в условиях реорганизации профессионального колледжа в учебный центр профессиональных квалификаций;

3. обобщен опыт работы ГБПОУ СКСС по реализации образовательных программ, обеспечивающих конкурентоспособность выпускников центра на рынке труда в условиях реорганизации профессионального колледжа в учебный центр профессиональных квалификаций;

4. обобщены и систематизированы результаты инновационной деятельности работы в виде учебных пособий, методических рекомендаций, монографий и т.д.